Современные подходы

к профессиональному развитию руководителей общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

Регистрация

Всероссийская конференция «Развитие управленческого потенциала руководителей общеобразовательных организаций, оказавшихся в неблагоприятных социальных условиях»


20–22 сентября в Москве прошла Всероссийская конференция «Развитие управленческого потенциала руководителей общеобразовательных организаций, оказавшихся в неблагоприятных социальных условиях».

Её организовали Министерство образования и науки Российской Федерации и ЧУДПО «Международная бизнес академия».

В конференц-зале гостиничного комплекса «Измайлово» («Гамма») собрались более 400 участников. Среди них – руководители системы образования, директора школ, педагоги институтов повышения квалификации.

География конференции охватила почти всю Россию: от Архангельской области до Ставропольского края, от Республики Татарстан до Ямало-Ненецкого АО.

На протяжении трёх дней управленцы анализировали опыт своих коллег, делились опытом, участвовали в тренингах.

На открытии конференции выступил с докладом Дмитрий Леонидович Фролов, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России.

Он подчеркнул, что государственная политика сегодняшнего дня ориентирована не только на поддержку лучших из лучших, но и на помощь школам, оказавшимся в неблагоприятных социальных условиях.

Фото: Дмитрий Фролов

Модератором дискуссии первого дня стала Юлия Алексеевна Соловьева, заведующая лабораторией развития общего образования Центра развития образования Российской академии образования (РАО).

Руководители системы образования с интересом выслушали её доклад «Результаты анализа деятельности руководителей общеобразовательных организаций для выявления проблемных зон качества образования в школах, оказавшихся в неблагоприятных социальных условиях».

Фото: Юлия Соловьева

«Можно ли поставить знак равенства между школой с низкими образовательными результатами и школой, находящейся в неблагоприятных социальных условиях? Это не всегда одно и то же, – отметил в своём выступлении Руслан Михайлович Чудинский, заведующий лабораторией педагогических измерений Воронежского института развития образования. – Отъехав от областного центра, мы сразу попадаем в неблагоприятные социальные условия».

Фото: Руслан Чудинский

Живой отклик зала вызвало выступление Сергея Косарецкого и Марины Пинской – представителей Института образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ, рассказал о результатах международных исследований в сфере образования.

Докладчик подчеркнул, что зарубежные учёные давно установили связь между высоким социально-культурным статусом семьи и образовательными успехами детей.

Эту закономерность подтвердили международные исследования PISA TIMSS и PEARLS.

«Во всём мире заботятся о категории социально уязвимых граждан, – подчеркнул Сергей Косарецкий. – Вопросы таковы: как построить эту работу на объективных данных? Где проблемные зоны? Где социальные группы, которые являются адресатом государственной политики в этом направлении?»

Фото: Сергей Косарецкий

Собравшиеся смогли пообщаться с Мариной Александровной Пинской, ведущим научным сотрудником Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ.

В своём докладе Марина Пинская рассказала об управленческих и образовательных стратегиях слабых школ, опираясь на уникальную базу данных мониторинга НИУ ВШЭ.

Фото: Марина Пинская

Оживлённой реакцией зала сопровождалось выступление Константина Евгеньевича Зискина, доцента кафедры педагогики МПГУ.

Оно было посвящено определению профессиональной компетентности современного директора школы, в том числе школы, находящейся в неблагоприятных социальных условиях.

«Вопрос экспертизы качества деятельности руководителя всегда чреват неопределенностью, – подчеркнул Константин Зискин. – Можно поступить так: взять (с учётом мнения родителей!) 20 руководителей школ, которые считаются хорошими, определить их профиль и признать, что остальные директора должны ему соответствовать. То же самое можно проделать с лучшими руководителями трудных школ».

Фото: Константин Зискин

Особенный интерес у руководителей системы образования разных регионов вызвал доклад Ирины Всеволодовны Абанкиной, директора Института развития образования НИУ ВШЭ. В нём приводились примеры создания финансовых механизмов поддержки школ, оказавшихся в неблагоприятных социальных условиях.

Фото: Ирина Абанкина

Собравшиеся обсудили результаты проекта «Формирование современных подходов к профессиональному развитию руководителей общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных условиях».

Они познакомились с понятием «коучинг», впервые введённым в Ярославской области.

Коучинг – не просто наставничество, а наставничество, направленное на развитие и самореализацию.

Участники конференции обсудили применение этого инструмента для поддержки директоров слабых школ, узнали о критериях отбора экспертов-коучей и методах их работы.

Много интересного извлекли для себя слушатели из доклада Ольги Владимировны Чичериной, заместителя руководителя Центра развития образования Российской академии образования «Модель наставничества и коучинга как форма профессионального сопровождения руководителей школ, оказавшихся в неблагоприятных социальных условиях».

Фото: Ольга Чичерина

Присутствующие на конференции приняли участие в тренингах и стали участниками деловой игры «Эффективное развитие управленческих компетенций руководителей школ, оказавшихся в неблагоприятных социальных условиях».

Фото с деловой игры

Третий день конференции был посвящён обобщению лучшего регионального опыта по выявлению и поддержке слабых школ.

«Секрет успеха в том, что сильные школы помогают слабым. И в том, что муниципалитеты их активно поддерживают», – такую формулу предложила Надежда Викторовна Бысик, аналитик Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ.

Она рассказала слушателям о проекте «Кочевая школа» Республики Саха-Якутия (поддержанном и рекомендованном ООН), о конкурсе социальных проектов в Тамбовской области, об опыте поддержки слабых школ в Красноярском крае, в Ярославской и Московской областях.

Фото: Надежда Бысик

Заинтересовали аудиторию и вызвали активное обсуждение выступления докладчиков из Республики Татарстан.

Татьяна Георгиевна Алексеева, начальник отдела реализации государственных программ Министерства образования Республики Татарстан, и Рина Ринадовна Бадриева, проректор Института развития образования РТ, поделились республиканским опытом поддержки школ, оказавшихся в трудных социальных условиях.

«Почему дети не хотят идти в школу? – задала слушателям вопрос Татьяна Алексеева. – Потому что там их зачастую встречает некомфортная среда. Эти детские страхи – вызов для нас – управленцев».

С 2014-го года координационный совет, созданный в Республике Татарстан, вкладывал средства в материально-техническое переоснащение отдалённых школ, в поддержку молодых учителей (по 10 тыс. рублей дополнительно каждый месяц), занимался внедрением в школах республики новых педагогических технологий (сингапурская методика). В итоге в РТ в 10 раз снизилось число выпускников, не получивших аттестат.

С 2012-го года в РТ идёт рейтингование муниципальных районов по уровню образования и выдача грантов директорам. В число грантовиков обязательно входят директора сельских школ. В республике считают, что надо создавать ситуацию успеха, оказывая таким школам диагностическую и методическую помощь.

Фото: Татьяна Алексеева

Фото:Рина Бадриева

Директор МБОУ «Гимназия № 4» г. Смоленска Сергей Александрович Ермоловский поделился опытом выявление причин неуспешности школ.

Фото: Сергей Ермоловский

Руководители системы образования из разных регионов России выслушали и обсудили опыт директоров Смоленска и Рыбинска, Челябинской и Липецкой областей, Республики Северная Осетия-Алания. Доклады вызвали активную заинтересованность участников.

Фото: Людмила Букалерова

«Есть ли у вас в школе дети-мигранты?» – задала вопрос участникам конференции Людмила Александровна Букалерова, главный научный сотрудник лаборатории по изучению миграционных процессов Российского университета дружбы народов (РУДН).

Ответ большинства директоров был единодушным – да.

Сегодня, по некоторым данным, в России находятся около 10 миллионов граждан других государств. Нелегальных мигрантов – около 4,7 млн, среди них около 221, 9 тысяч детей.

Букалерова сообщила, что готовится проект закона о социокультурной адаптации мигрантов.

Собравшиеся узнали, что в РУДН разработаны языковые онлайн-курсы для детей новых соотечественников.

Кафедра русского языка и межкультурной коммуникации РУДН бесплатно выкладывает в Интернете занятия для детей и родителей, которые хотят изучать русский язык.

О том, как устроены учебники русского языка для детей, не говорящих и не думающих по-русски, рассказал участникам конференции Владимир Васильевич Дронов, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации РУДН.

Открытием конференции модераторы назвали Дарью Фурсову, молодого учителя английского языка одной из сельских школ Московской области.

Дарья самостоятельно приняла решение участвовать в конференции, заполнила заявку и подготовила своё выступление. Коллеги от души порадовались рассказу Дарьи о проектах, которые она реализовала, чтобы мотивировать к учёбе учеников маленькой неблагополучной школы, увлечь их изучением иностранных языков.

Фото: Дарья Фурсова

Три дня конференции завершились обсуждением совместных проектов.

Руководители системы образования, педагоги ИПК и директора школ договорились обмениваться опытом, учиться друг у друга, изучать, адаптировать и реализовывать лучшие практики поддержки неблагополучных школ, разработанные в разных регионах России.

Перейти к списку новостей